БПК «Николаев»

В 2010 году исполняется 39 лет со дня вступления в строй головного корабля серии, БПК «Николаев», названного в честь города корабелов и моряков и построенного там же, на Судостроительном заводе имени 61 коммунара — одном из старейших предприятий отрасли. Это был заслуженный корабль, на его счету — 15 боевых служб в морях Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Из служивших на нем офицеров многие стали адмиралами: вице-адмирал А.Цубин, контр-адмиралы Ю.Стадниченко, В.Свиридов, Ю.Ламзин, А.Кудрявцев, В.Богдашин, В.Васюков, А.Мельников. Вероятно, список этот может быть продолжен до тех пор, пока служат на флотах офицеры, начинавшие на «Николаеве» лейтенантами...

К сожалению, судьба распорядилась так, что вместо расчетных 30 лет «Николаев» прослужил ровно два десятилетия. Корабль, рассчитанный на противостояние даже ядерному взрыву, не смог устоять перед последствиями экономической катастрофы, сопровождавшей распад СССР, и ушел в прошлое вместе со страной, для защиты которой был построен.

БПК «Николаев» (зав.№ 2001). ССЗ им. 61 Коммунара (г.Николаев): 25.06.1968 г.; 19.12.1969 г.; 31.12.1971 г.

После вступления в строй корабль входил в состав ЧФ, а с 9.04.1984 г. — в состав ТОФ. С 26.09 по 1.10.1973 г. он с деловым визитом посетил Сплит, а с 15-го по 21.04.1981 г. — с дружественным визитом Гавану. 11.11.1987 г. БПК «Николаев» через Суэцкий канал перешел в город Николаев и на ССЗ им. 61 Коммунара стал в средний ремонт. В январе 1992 г. какие-либо работы на корабле были прекращены, а 29.10.1992 г. из-за отсутствия финансирования его исключили из боевого состава флота. В 1993 г. корабль полностью разоружили и в середине 1994 г. продали частной фирме Индии для разделки на металл. 10.08.1994 г. корпус корабля вместе с корпусом БПК «Ташкент» на буксире увели в Бомбей.

Фотографии взяты из книги Апалькова Ю.В. «Корабли ВМФ СССР» Том 3 часть 1

Большой противолодочный корабль «Николаев» был заложен 25.06.1968 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2001) и 13.08.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 19.12.1969 г., вступил в строй 31.12.1971 г. и 08.02.1972 г. включен в состав КЧФ.

Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

26.09 — 01.10.1973 г. — нанес визит в Сплит (Югославия);

15.04 — 21.04.1981 г. — в Гавану (Куба).

09.04.1984 г. корабль был перечислен в состав КТОФ. Бортовой номер корабля до перехода из Севастополя во Владивосток был 073.

1.11.1987 г. он был поставлен в Николаеве на капитальный ремонт, однако в связи с распадом СССР ремонт так и не закончился.

Корабль 29.10.1992 г. был исключен из состава ВМФ. 31.12.1992 г. расформирован и 10.08.1994 г. отправлен на буксире в Индию для разделки на металл.

Служба

В феврале 1972 г. БПК «Николаев» вошел в состав 70-й бригады противолодочных кораблей КЧФ и приступил к отработке курсовых задач.

Впервые БПК «Николаев» (бортовой № 539) покинул пределы Черного моря 1 марта 1973 г., направившись через Средиземное море в Бискайский залив для проведения мореходных испытаний. На бортах корабля в кормовой части появилось его название, нанесенное белой краской (на госиспытаниях оно еще отсутствовало). В тот же день в проливе Босфор корабль был впервые встречен и подробно отснят натовским катером-разведчиком, причем на выходе из проливной зоны, начиная со 2 марта, БПК был взят в сопровождение кораблями и авиацией сначала Турции, потом Греции и Италии, а также других стран НАТО, которые осуществили замеры физических полей «Николаева».

Попутно в Средиземном море провели пробную буксировку учебного легкого крейсера пр.26 «Слава» (водоизмещение до 10 000 т) со свободно вращающимися гребными винтами. При этом «Николаев» показал скорость буксировки 13,5 -13,8 уз. при 100 об/мин, что оказалось выше предусмотренных проектом значений (12,5 уз. и 125 об/мин соответственно).

На борту БПК находились Госкомиссия во главе с ее председателем П.Г.Зинчен-ко и его заместителем М.Ф.Родригесом, а также начальник штаба 5-й ОПЭСК контрадмирал ИМ. Капитанец. По плану корабль в середине апреля должен был выйти в Атлантику для проверки корпуса, механизмов и всех систем в штормовых условиях. Пройдя параллель о.Менорка в Лигурийском море, БПК в составе отряда боевых кораблей принял участие в поисковой противолодочной операции, проводившейся разнородными силами из состава 5-й ОПЭСК. Затем он произвел дозаправку топливом с танкера «Койда» ЧФ и продолжил движение на юг. Дождавшись благоприятной погоды, контр-адмирал И.М.Капитанец, убывавший в связи с новым назначением командующим Камчатской флотилией, перешел на танкер. После этого корабль взял курс на юго-запад.

28 апреля 1973 г. прошли мореходные испытания корабля в Атлантике, на волнении моря в 6 баллов. Испытания в Бискайском заливе обеспечивал БПК «Сообразительный», оснащенный соответствующей контрольно-измерительной аппаратурой. При волнении моря в 5 баллов и скорости хода 18 уз. при включенных УК достигалось уменьшение бортовой качки на нерезонансном волнении в 2,1 раза и в 2,4 при скорости хода в 24 уз. в зоне резонанса. При этом выдвижение или уборка УК обеспечивалась за три минуты вместо предусмотренных проектом четырех.

Авиация и корабли стран НАТО постоянно сопровождали корабль вплоть до завершения испытаний и возвращения в Черное море. В результате на страницах ряда зарубежных специализированных изданий появились статьи западных экспертов с достаточно высокими оценками потенциальных возможностей нового корабля. Они относили «Николаев» к классу крейсеров и отмечали его насыщенность оружием и электронными средствами.

В мае 1973 г. БПК выполнил деловой заход в порт Аннаба (Алжир), а в период 26 сентября—1 октября 1973 г. в составе отряда (БПК «Скорый» и «Сметливый») под флагом командующего КЧФ адмирала В.С.Сысоева — в г.Сплит (СФРЮ). После этого «Николаев» (бортовой № 521) в составе 5-й ОПЭСК нес боевую службу, а с началом очередной арабо-израильской войны оказывал помощь вооруженным силам Египта. В ноябре корабль возвратился в Севастополь.

С июля 1973 г. командование кораблем принял капитан 3 ранга К.М.Бурковский.

В конце декабря того же года «Николаев» вышел на очередную боевую службу в Средиземное море и далее в Атлантику для завершения проверки мореходных качеств на океанском волнении. 6 января 1974 г. в Бискайском заливе он оказался в условиях 7-балльного шторма. Всхожесть на волну была хорошая, без зарывания. Оголения кормовой части и нарушений общей и местной прочности не отмечалось. На курсовом угле к волне 0° имело место сильное забрызгивание носовой части от РБУ-6000 до ходового мостика (с частотой в 15 раз за 3 минуты). Во время ударов о волну заливалась вся носовая часть до тамбуров вьюшек, с полной потерей видимости из ходовой рубки. Отмечалось среднее и сильное забрызгивание надстройки на 2/3 длины корабля, а также вертолетной площадки; постоянно заливался полуют. В целом же все корабельные системы действовали нормально, отказов в работе не наблюдалось и испытания были признаны успешными.

Во время очередной боевой службы в июне того же года «Николаев» посетил с деловым визитом порт Тартус (Сирия). С сентября в командование кораблем вступил капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин.

В июле 1975 г. БПК (бортовой № 523) вновь решал задачи боевой службы в Средиземном море. При заходе на посадку после выполнения очередного полета неожиданно потерял управление и упал в море корабельный вертолет Ка-25ПЛ. Причину катастрофы установить не удалось, поскольку все произошло ночью, к тому же вертолет затонул на глубине 2000 м, а экипаж погиб.

В ноябре — декабре, находясь на боевой службе в Средиземном море, «Николаев» (бортовой № 155) совершил заход в Дубровник (СФРЮ).

В 1975 — 1978 гг. корабль прошел на ССЗ имени 61 коммунара средний ремонт с внутренней модернизацией ЗРК «Шторм» до уровня «Шторм-М» (со сниженной нижней границей зоны поражения и с возможностью стрельбы вдогон и по маневрирующим целям). Во время ремонта были заменены выработавшие ресурс ГТД и проведено докование корабля в том же плавучем доке (новый док на заводе появился только в 1982 г., когда строительство всей серии «беркутов-Б» уже успешно завершилось).

В акватории завода «Николаев», головной корабль серии, стоял рядом с достраивавшимися серийным ВПК пр.1134Б «Петропавловск», а затем и «Ташкент». После окончания ремонта корабль имел новый бортовой номер 701, под которым он вышел на очередную боевую службу. Командование кораблем с 5 октября 1978 г. принял капитан 3 ранга В.И.Куренков.

В 1980 г. корабль нес боевую службу в Средиземное море уже с бортовым номером 741.

В марте 1981 г. при обеспечении боевой подготовки из-за нарушения мер безопасности при маневрировании «Николаев» (бортовой № 703) с большим трудом смог избежать столкновения с ПЛ Б-396 «Новосибирский комсомолец».

В период с 5 по 21 апреля того же года он в составе отряда боевых кораблей посетил с официальным визитом Гавану (Куба), а на обратном пути (в составе отряда) выполнял задачу по прикрытию специальных перевозок, осуществлявшихся между портами Кубы и Анголы. По возвращении в Севастополь корабль привлекали к участию в съемках художественного фильма «Правда лейтенанта Климова».

В 1981 г. БПК в числе других кораблей флота принял участие в проведенном под руководством ГШ ВМФ в акватории Черного моря на базе 30-й дивизии ПЛК КЧФ показательном учении по управлению силами корабельной и приданной авиации с флагманского КП ТАКР «Киев».

 

В июне 1982 г. в рамках проводившихся совместных учений «Николаев» осуществил деловой заход в Варну (Болгария). С 25 августа его новым командиром стал капитан 3 ранга В.Н.Баранов. В июне — июле 1983 г. БПК вновь выполнил деловые заходы в болгарские порты Варна и Бургас. Вскоре после возвращения в Севастополь на надстройке, в районе носовой пусковой установки Б-192, смонтировали две 45-мм салютные пушки.

26 октября БПК «Николаев» (бортовой № 700) и СКР «Порывистый» в заранее назначенной точке Атлантики западнее Гибралтара встретили ТАКР «Новороссийск» (флаг командира 10-й ОПЭСКТОФ вице-адмирала Р.Л.Дымова) и БДК «Александр Николаев», после чего отряд начал переход к новому месту постоянного базирования на Тихий океан. Бортовой номер корабля до перехода из Севастополя во Владивосток был 073.

На переходе в период с 12 по 20 ноября 1983 г. корабли осуществили деловой заход в Луанду (Ангола), с 1 по 9 декабря — в Мапуту (Мозамбик), с 5 по 10 февраля 1984 г. — в Мадрас (Индия). За время визита на борту «Николаева» побывало 15 официальных лиц разного уровня.

27 февраля по завершении перехода БПК был включен в состав 175-й бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК ТОФ. 13 июня командование кораблем принял капитан 2 ранга В.Е.Ионов.

1 — 3 октября совместно с ТАКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ К-242 и К-535, ПЛ Б-855, Б229 и Б-404, корабельными вертолетами Ка-27пл и базовой авиацией ПЛО (самолетами Ту-142) «Николаев» участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море.

25 марта—17 апреля 1985 г. БПК «Николаев» (бортовой № 535) в составе КУГ 175-й бригады ракетных кораблей (ТАКР «Новороссийск», БПК «Ташкент», «Таллин»), КПУГ 201-й бригады противолодочных кораблей (БПК «Василий Чапаев», СКР «Порывистый», «Ревностный») и судов обеспечения (танкеры «Владимир Ко-лечицкий», «Илим», транспорт «Абакан») участвовал в оперативно-тактическом учении флота в Японском, Филиппинском, Охотском морях и северо-западной части Тихого океана, в зачетно-тактических учениях Камчатской и Сахалинской флотилий разнородных сил, зачетном тактическом учении «Встречный бой с КУГ противника» под руководством главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова.

30 марта 1985 г. БПК в составе КУГ успешно выполнил условный совместный ракетный удар по условному противнику (универсальный десантный корабль" «Тарава» ВМС США).

12 апреля 1985 г. при проведении ночных полетов в сложных метеоусловиях вертолет корабельного базирования Ка-25ПЛ при посадке на «Николаев» проскочил ВПП и сел на воду, помяв при ударе нижнюю часть фюзеляжа. Однако пилот сумел аварийно взлететь и при повторном заходе успешно выполнить посадку.

11 июля 1986 г. командиром корабля назначается капитан 3 ранга Н.А.Назаров (но фактически, пока шла передача дел, на борту оставался и предыдущий командир, капитан 2 ранга В.Е.Ионов). Однако через несколько дней произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу БПК.

16 июля в ходе командно-штабных учений 10-й ОПЭСК в Японском море, на подходе к проливу Лаперуза, в ночное время и при благоприятных метеоусловиях БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий». Как стало известно по результатам работы комиссии, события развивались следующим образом. Корабли 183-й бригады противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК ТОФ в составе БПК «Таллин», «Николаев». «Строгий» и «Адмирал Спиридонов» в составе КПУГ осуществляли отработку совместного плавания. Они следовали строем кильватера (уравнитель — БПК «Таллин») курсом 95е со скоростью хода 9 уз., дистанция в строю между кораблями — 20 кбт. Справа от кильватерного строя, почти на траверзе замыкавшего строй «Адмирала Спиридонова» шел параллельным курсом на дистанции 9 кбт японский фрегат DE-213 «Китаками», догонявший советские корабли на скорости 21 уз., осуществляя слежение.

В 3.12 ночи с БПК «Таллин» на корабли КПУГ по УКВ-связи прошла команда на изменение курса на обратный до 275° поворотом вправо (то есть в сторону японского корабля) способом «все вдруг» и увеличение скорости хода до 18 узлов(!). Контроль ближней надводной обстановки на кораблях КПУГ осуществлялся неудовлетворительно, причем в нарушение всех требований МППСС-72 находившийся поблизости иностранный корабль об изменении курса кораблями по радиосвязи предупрежден не был. Так, на концевом «Спиридонове» сигнал вообще разобрали неправильно, полагая, что поворот будет осуществляться последовательно, и продолжали движение прежним курсом. А на «Строгом» обнаружили присутствие японца только в 3.14 в ходе поворота на новый курс. Обнаружив, что пеленг на японский фрегат не меняется, а дистанция быстро сокращается, командир «Строгого» в 3.15 начал подворачивать влево, пытаясь таким образом избежать столкновения с японцем, оказавшимся у него на траверзе. Однако тем самым он фактически стал быстро сближаться с БПК «Николаев», уже начавшем поворот вправо (на последнем на командирской вахте в управлении кораблем находился не допущенный к самостоятельному управлению кораблем помощник командира, а командир в это время спал в кресле на ходовом мостике).

На «Николаеве» заметили опасность и, уклоняясь, в 3.16 начали поворот влево, выходя на курс завершавшего циркуляцию флагманского «Таллина». Последний также завершал циркуляцию, и в случае отворота «Николаева» влево оказывался у него на курсе. В 3.16, заметив начало поворота советских кораблей, резко отвернул вправо, уходя в сторону, и японский фрегат. Оказавшись в сложной ситуации, стремясь избежать столкновения с флагманским кораблем, «Николаев» в 3.18 застопорил машины. Но следовавший за ним БПК «Строгий», несмотря на перекладку руля «право на борт» и беспорядочные попытки то застопорить ход, то работой машин уклониться от столкновения, не успевал погасить инерцию и на курсовом угле в 40° со стороны кормы нагнал «Николаев» — в 3.19 последовал первый удар форштевнем в правый борт. Отброшенный силой инерции, «Строгий» вновь и вновь наносил рубящие удары в надводную часть «Николаева» — в общей сложности, их насчитали семь. Были повреждены на большом протяжении надводный борт в районе надстройки (коридор трасс), ПУ ПЛУР «Метель», а также артиллерийские установки правого борта. Короткого замыкания и пожара удалось избежать благодаря своевременному обесточиванию потребителей. «Строгий» лишился форштевня. Человеческих жертв не было, но корабли, хоть и дошли до базы своим ходом, на длительное время оказались выведенными из строя. Для восстановления их боеготовности требовался заводской ремонт и большие материальные затраты.

По заключению комиссии, расследовавшей это ЧП, причинами тяжелого происшествия стали «безответственность, халатность и недисциплинированность как командования 183-й бригады противолодочных кораблей, так и командиров обоих БПК». Целый ряд офицеров был наказан, в частности, сняты и назначены с понижением командиры «Николаева» (капитан 2 ранга В. Е. Ионов) и «Строгого» (капитан 3 ранга В.А.Фадеев), а также командир и начальник штаба 183-й бригады. После проведения силами «Дальзавода» ремонта, призванного обеспечить возможность межтеатрового перехода корабля, в мае — июле 1987 г. БПК «Николаев» совершил переход в Севастополь, а с 11 ноября 1987 г. был поставлен на завод имени 61 коммунара в Николаеве для проведения ремонта и модернизации. Однако в связи с распадом СССР ремонт так и не закончился.

Корабль 29.10.1992 г. был исключен из состава ВМФ. 31.12.1992 г. расформирован и 10.08.1994 г. отправлен на буксире в Индию для разделки на металл.

Залишити відповідь