БПК «Очаков»

БПК «Очаков» ССЗ им. 61 Коммунара (г. Николаев): 19.12.1969 г.; 30.04.1971 г.; 4.11.1973 г.

Входит в состав ЧФ. Первый боевой выход в Средиземку был с 24.12.1974 по 12.05.1975 года, с заходом в Аннабу (Алжир)

С 14-го по 19.06.1978 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Латакия (Сирия), с 13-го по 18.04.1979 г. — порт Риека (Югославия), с 11-го по 16.06.1979 г. — порт Тулон (Франция), с 10-го по 13.08.1979 г. — порт Варна (Болгария), с 20-го по 24.10.1986 г. — порт Гавана (Куба), с 26-го по 31.03.1987 г. — порт Стамбул (Турция), с 26-го по 30.10.1987 г. и с 8-го по 12.05.1990 г. — порт Сплит (Югославия), с 24-го по 28.04.1989 г. -порт Констанца (Румыния) и с 11-го по 14.06.1990 г. — порт Таранто (Италия). С 26.03.1980 г. по 18.07.1984 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) БПК прошел средний ремонт. В 1991 г. на СРЗ «Севморзавод» Очаков вновь по­ставили в средний ремонт. По состоянию на январь 2002 г. техническая готовность корабля составляла 41 %.

Фотографии взяты из книги Апалькова Ю.В. «Корабли ВМФ СССР» Том 3 часть 1

Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

 

14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);

13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);

11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);

10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);

20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);

26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);

26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);

24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);

08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);

11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).

 

В период с 26.03.1980 г. по 18.07.1984 г. прошел на“Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

В конце 80-х годов начался заводской ремонт корабля, однако в связи с распадом СССР он так и не закончился. А серьезный пожар в 1993 году на его борту значительно осложнил техническое состояние «Очакова».

В настоящее время корабль находится в ремонте на Севастопольском морском заводе. Согласно имеющимся данным, корабль (после завершения ремонта и модернизации) планируется к вводу в строй в 2004—2005 годах.

«Очаков»

Имя «Очаков» присвоено в память об одной из самых ярких побед Черноморского флота при крепости Ачи-Кале в 1788 году. Официальная закладка корабля состоялась 19 декабря 1969 года на стапеле ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2002). Закладная доска корабля установлена лично Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым. Спуск на воду состоялся в октябре 1971 года, а уже 19 мая 1972 года был сформирован экипаж, который в марте того же года разместился на корабле. Швартовные испытания начались 10 ноября 1972 года, а 28 июля 1973 года на «Очакове» подняли Военно-Морской флаг.

В марте 1974 г. «Очаков», еще не вступив в состав сил постоянной готовности, принял участие в учениях КЧФ, вступив в охранение ПКР «Москва». Впервые корабль шел под флагом Главкома ВМФ СССР. 11 июня 1974 г. на корабле был поднят флаг Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А.Гречко. В августе корабль посетил начальник Генерального штаба генерал армии В.Г.Куликов, Летом 1974 г. БПК был представлен для ознакомления министрам обороны Польши, Югославии, Финляндии, начальнику Генерального штаба Франции. 24.12.74 г, корабль вышел на БС в Средиземное море. В 1974—1975 годах осуществил серию мореходных испытаний в Бискайском заливе с представителями завода-строителя на борту. В апреле 1975 «Очаков» принимал участие в учениях «Океан-75» в составе сил обозначения под руководством командира 12 ДиПК БФ контр-адмирала В.А. Лапенкова из четырех БПК, семи ГиСу и ЭОС, ОС «Памир» в районе Азорских островов. Против конвоя действовало пять ПЛ, три из которых реально выходили в атаку по 12 кораблям конвоя. Во время проведения учений, старшим лейтенантом Павловым собственными корабельными гидроакустическими средствами была обнаружена иностранная ПЛ. Контакт с лодкой удерживался в течении 1 часа 5-минут на высоких скоростях, что мешало задействовать вертолет и другие БПК для организации КПУГ. Это слежение вошло в учебники тактики ВМФ как класси-ческий пример. Контакт был прерван отказом техники. С 24.12.1975 по 16.05.1976 гг. корабль принял участие в 9 тактических учениях по поиску ПЛ.

Летом 1976 г. БПК принял участие в поисковой операции 5 ОПЭСК «Удав». На корабль прибыл ГК ВМФ. В сентябре 1976 г. корабль посетил главный инспектор МО СССР Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. В сентябре 1979 г. состоялся показ корабля в Новороссийске военным атташе. «Очаков» посетили 80 дипломатов из 60 стран. В 1982 году на одной из учебных стрельб с кормовой ПУ ЗРК «Шторм» сорвалась ЗУР. Ударившись о палубу, она раскололась и БЧ упала за борт, а хвостовая часть осталась лежать на палубе, заклинив люки подачи зенитных ракет. Вскоре аналогичный случай произошел вновь, на той же ПУ, но уже в присутствии Главкома ВМФ. В 1985 г. БПК «Очаков» «отличился», случайно выпустив в сторону Нахимовского района г.Севастополя 3 реактивных неуправляемых снаряда из ПУ ЗИФ-121. Корабль вернулся из полигона и встал к 12-му причалу лагом для погрузки боезапаса. С обращенного к городу борта были случайно выпущены (при проворачивании) оставшиеся в установке снаряды. Два снаряда упали в воду, а один попал прямо в «ПД-30», ранив при этом одного рабочего.

За период с 1974 по 1990 год БПК «Очаков» успешно выполнил задачи девяти боевых служб. Корабль посетил с официальными визитами и деловыми заходами 14 портов Средиземного моря. За достигнутые успехи в боевой подготовке неоднократно поощрялся переходящими знаменами, призами Министра обороны и Главкома ВМФ. 6 ноября 1977 года награжден вымпелом Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» объявлялся лучшим кораблем ВМФ СССР. С 1990 г. корабль проходит капитальный ремонт и модернизацию под новые виды вооружений на «Севморзаводе» в Севастополе. 9 февраля 1993 г. в 9 часов утра, при проведении огневых работ, из-за искр от сварочного аппарата загорелось изоляционное покрытие в помещении кормовой электростанции и отделении турбогенераторов. Пожар продолжался более 19 часов, но корабль удалось отстоять. В январе 2005 года БПК «Очаков» был поставлен в Восточный док «Севморзавода», а в начале июля из дока был выведен. Во время докования была заменена большая часть ржавых конструкций набора и обшивки в районе днища и переменного пояса. При выводе корабль ударился о батопорт и получил большую вмятину в корме по левому борту. 16 июля 2006 года на заводе состоялось совещание, проведенное заместителем Главкома ВМФ РФ по кораблестроению и вооружению вице-адмиралом А.А. Смоляковым при участии советника Министра обороны РФ адмирала Г.А.Сучкова. На совещании были рассмотрены вопросы выполнения работ на заказах МО РФ — ДПЛ «Б-380» и БПК «Очаков». Поставлена задача — завершить ремонт и модернизацию указанных объектов. В настоящее время над экипажем корабля шефствуют Северо-Восточный административный округ Москвы и ОАО «ГАЗ» из Нижнего Новгорода.

 

Бортовые номера: 522 (1973 г.), 539 (1974-75 гг.), 526 (1975-76 гг.), 527 (1977 г.), 509 (1978 г.), 529 и 716 (1979 г.), 175 (1980 г.), 530 (1977 и 1983 гг.), 745 (1979 г.), 703 (1986-87 гг.), 714 (1988-89гг.), 707 (с 1.05.1990 г.).

 

Известные командиры корабля:

 

1972—1975 гг. — капитан 2 ранга И.В. Касатонов

1975—1977 гг. — капитан 3 ранга В.Л. Шепелев

1977—1980 гг. — капитан 3 ранга А.А. Рыженко

1980—1981 гг. — капитан 3 ранга В.П. Свиридов

1981—1985 гг. — капитан 2 ранга Н.Н. Жебрак

1985—1988 гг. — капитан 2 ранга Е.В. Орлов

1988—1990 гг. — капитан 2 ранга В.В. Шевченко

1990—1992 гг. — капитан 2 ранга В.П. Савватеев

1992—1997 гг. — капитан 2 ранга А.К. Фармазов

1997—1999 гг. — капитан 2 ранга А.М. Железняков

1999—2002 гг. — капитан 2 ранга Е.Г. Крылов

С 2002 г.       — капитан 1 ранга Е.Г. Шевченко.

Залишити відповідь